Заседание комитета по вопросам собствености

23 сентября 2014 года под председательством председателя Комитета С.А.Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

       
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели проект федерального закона № 552239-6 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в части совершенствования надзора за деятельностью арбитражных управляющих) (внесен депутатами Государственной Думы С.А.Гавриловым, В.И.Афонским, А.Н.Свинцовым).
        Авторы законопроекта, являющиеся членами Комитета по вопросам собственности, отмечали, что законопроект направлен на пресечение многочисленных случаев, когда арбитражный управляющий допустил серьезные нарушения законодательства о банкротстве, был исключен из соответствующей СРО, но тут же перешел в другую СРО. При этом он фактически уклоняется от дисциплинарного наказания и может продолжать недобросовестную деятельность уже в другой СРО.
        Законопроектом предусматривается эту практику пресечь и установить, что арбитражный управляющий не имеет право вступить в саморегулируемую организацию в течение трех лет со дня применения к данному лицу меры дисциплинарного воздействия этой или любой другой СРО в виде исключения из саморегулируемой организации за нарушение норм федерального законодательства, федеральных стандартов профессиональной деятельности.
        Участники обсуждения, поддержав концепцию законопроекта, предложили при  подготовке законопроекта ко второму чтению конкретизировать нарушения, за которые арбитражный управляющий может быть исключен из СРО без права вступления в течении трех лет в эту же или иную СРО, а также установить процедуру принятия органами управления СРО соответствующего решения и механизм его обжалования.
        Кроме того целесообразно дополнить законопроект положениями об усилении надзорных полномочий уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области саморегулирования (Росреестра) в отношении соблюдения саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих положений законодательства о банкротстве.
Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
        Вторым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели заключение на проект федерального закона № 505691-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (об установлении особенностей приобретения в собственность земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия, зонах охраны объектов культурного наследия).
        Законопроектом предусматривается введение запрета иностранным юридическим и физическим лицам обладать на праве собственности земельными участками в границах территорий объектов культурного наследия и зон охраны объектов культурного наследия.
        Принявшие участие в обсуждении законопроекта депутаты Государственной Думы обратили внимание, что ограничение оборотоспособности земельного участка не вполне соответствует целям обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории.   Согласно Закону об объектах культурного наследия в Российской Федерации установлен особый режим землепользования, который в равной мере распространяется на любых собственников, владельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, расположенных в границах территории объекта культурного наследия, а также в границах зоны охраны объекта культурного наследия.
        Также необходимо обратить внимание на то, что Закон об объектах культурного наследия регулирует правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в то время как законопроектом устанавливаются ограничения на владение землей, что регулируются Земельным кодексом РФ. Таким образом, изменения надо вносить в Земельный кодекс РФ.
В отношении введения ограничений для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права собственности необходимо руководствоваться статьей 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой ограничение права частной собственности на землю и характер таких ограничений определяются только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
        К сожалению, законопроект не содержит положений, отражающих конституционно значимые цели введения запрета на владение иностранными лицами указанных категорий земельных участков. Как было уже упомянуто, необходимость сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде, и ограниченный режим землепользования распространяется на всех собственников и арендаторов соответствующих земельных участков, а не только на иностранных лиц.
        По мнению депутатов в целях борьбы с деофшоризацией экономики обоснованным представляется введение запрета на приобретение земельных участков (причем не только под объектами культурного наследия) офшорными иностранными юридическими лицами и российскими юридическими лицами, подконтрольными офшорным компаниям. В этом случае появится возможность не допустить приобретения земельных участков юридическими лицами, конечный собственник которых неизвестен. В то же время предусмотренный законопроектом запрет на приобретение земельных участков в отношении всех иностранных юридических и физических лиц может быть легко обойден путем учреждения офшорной иностранной компанией подконтрольного российского юридического лица, которое приобретет в собственность соответствующий земельный участок. Таким образом, цель принятия законопроекта опять же не достигается.
        Депутаты Комитета рекомендовали ответственному Комитету по культуре предложить авторам законопроекта переработать его редакцию с целью учета замечаний.

Обсуждение закрыто.