«Слышали звон» статья в «Российской газете»

Проект «Народный телефон» захватывает Москву и область.

В Москву «Народный телефон» вошел с севера: кабинки бесплатных таксофонов первыми протестировали в Северном округе. В Подмосковье география «Народного телефона» более разнообразна: первые аппараты предложили жителям Одинцова, затем такие начали устанавливать в Королеве, Видном, Наро-Фоминске. Далее — везде.

 

Мобильник на проводе

 

По сути, «Народный телефон» — это обычный мобильник, который разместили в кабинке традиционного таксофона. И соответственно, трубка соединена с аппаратом телефонным шнуром. Впрочем, внешний облик нынешних кабинок исключает аналогии со старыми телефонами-автоматами, такими привычными для представителей старшего поколения. Тех самых, для которых народ запасал двухкопеечные монеты и к которым обычно выстраивалась очередь.

 

У новых две изюминки. Прежде всего, упомянутая бесплатность. Она, конечно, относительна: скажем, гастарбайтер не сможет позвонить домой, в Молдову или в Таджикистан. Хотя в будущем авторы проекта обещают подумать как о межгороде, так и о международной телефонной связи. Но такие звонки определенно не будут бесплатными, а конструкция уже установленных аппаратов не предусматривает купюро-, монето- и картоприемников. Впрочем, установить нужные «коммерческие» аппараты технически не проблема. Был бы спрос. Пока же по этому автомату можно в течение часа бесплатно беседовать только в пределах Москвы и области.

 

Вторая изюминка: в ближней перспективе обеспечат доступ через «Народный телефон» в Интернет, в том числе по технологии Wi-Fi. Что опять-таки с технической точки зрения совсем несложно, главное — чтобы в каждом конкретном месте, где стоит будка, был стабильный и качественный сигнал. Ведь, напомним, мы имеем дело с банальным беспроводным GSM-телефоном, а мобильная связь имеет не только преимущества, но и издержки.

 

Система ТТ

 

У чиновников есть присказка: у любого города на планете три проблемы самые главные, и все на букву Т — такси, телефоны, туалеты. Нетрудно заметить, что именно в такой последовательности город и решает проблемы. Первая «Т» наполовину закрыта: Москва сейчас активно занимается нелегальными извозчиками, по планам властей к концу этого года число законопослушных таксистов в городе достигнет 25 — 30 тысяч, то есть больше половины такси выйдет из тени в свет.

 

Теперь вот взялись за вторую «Т»: правда, простота решения проблемы весьма относительна. Дело не в том, что трудно установить такие кабинки по всему городу. Технически — не трудно. Но если город достаточно точно знает, скажем, потребности в тех же такси, то пока точно никто не может сказать, сколько «Народных телефонов» нужно городу. Это покажет время и практика.

 

Гендиректор компании-оператора проекта Анна Титова разъясняет, что программа развития «Народного телефона» разбита на три этапа, каждый по одному году. Сейчас мы на этапе установок сотен кабин (только в 23 городах Подмосковья их будет 500, плюс по 150 — 200 таксофонов в каждом округе Москвы).

 

На втором этапе «Народный телефон» придет в небольшие поселки, в том числе и те, которые сегодня, с точки зрения связистов, — низкорентабельны. А завершится трехлетний проект созданием единого информационного центра по предоставлению жителям любых справочных данных на всей территории Московской области. Мы сможем получить по такому телефону любую необходимую информацию, госуслуги, коммерческие и социальные услуги, но опять-таки в пределах московского региона. Кроме того, «Народный телефон» на заключительном этапе включат в программу «Безопасный город».

 

Сами кабинки несколько изменятся: кроме телефонов в них установят многофункциональные терминалы, там можно будет оплатить услуги, пошлины, штрафы. И, разумеется, телефон обеспечивает доступ к экстренным городским службам.

 

Первый «Народный телефон» заработал в ноябре в районе метро «Речной вокзал» и сразу завоевал симпатии горожан. На сайте префектуры САО появились символичные обращения: граждане настоятельно просят поставить такой же телефон и их нашего дома. Причем, наш народ весьма изобретателен, придумывают «уважительные причины». Например, такие — в районе много приезжих, которые хулиганят и все вокруг крушат: «Мы вынуждены постоянно обращаться в эксплуатационные службы, а бабушкам накладно звонить!»

 

Рекламный ход

 

Власти отмечают, что выполняется проект без привлечения бюджетных средств. Оплачивает установку кабин и услуги связи компания, которая размещает рекламу на панелях кабинки. Собственно, сами таксофоны выполнены в формате лайт-боксов, и это термин из словаря не связистов, а рекламщиков. Фактически это не столько таксофон, сколько рекламные панели, образующие подобие кабинки. Смотрятся неплохо, вполне гармонично вписываются в городскую среду.

 

Забавно, но на профессиональном сленге рекламщиков такие конструкции называются «уличной мебелью». Дизайн кабинок одобрен в столичном комитете по архитектуре и градостроительству.

 

Лайт-боксы полностью отвечают потребностям и людей с ограниченными возможностями, в кабину можно заехать на коляске, а сам аппарат находится на удобной им высоте.

 

Пока остается открытым вопрос: 60 минут разговора — не слишком ли много? Ведь если каждый начнет болтать по часу, то устанете стоять к такому таксофону в очереди. Впрочем, проект задумывался в расчете не на тинейджеров, у которых дела со связью и так обстоят неплохо. А ориентирован прежде всего на малоимущих горожан. А уж наши бабушки наверняка вспомнят молодость и самостоятельно отрегулируют очередь. Что-что, а уж это они умеют делать виртуозно.

 

Список адресов, по которым расположены таксофоны в Москве

 

Любопытно

Московским таксофонам почти 110 лет: в 1903 году установили первые восемь таксофонов на всю Москву, оплата разговора производилась серебряными монетами в 10 и 15 копеек. К середине 20-х годов стоимость разговора снизилась до 5 копеек. В 1940-м году звонок обходился в 15 коп. В 1961 году в стране провели денежную реформу и стоимость звонка установили в 2 коп. Пик популярности таксофонов пришелся на 1980-е годы: их число в городе превысило 32 тыс. В начале 90-х по причине галлопирующей инфляции от монет отказались, заменив жетонами. В начале 2000-х перешли на карточки.

 

Конкретно

 

Всего на сегодня, по данным оператора проекта компании «XXI век — ТВ», в Москве и области работает 109 кабинок «Народного телефона». Еще 56 (48 в Москве и 8 в подмосковных городах) установлены, но пока еще не функционируют. В основном, из-за технических задержек в получении необходимой документации от местных властей и (или) по причине несвоевременного подключения к электроснабжению энергетическими компаниями. Всего — 165.

 

В Москве наибольшая концентрация кабин — в САО. В Подмосковье самые «народно-телефонные» города — это Одинцово (17 кабин, из которых 11 рабочие) и Королев (14 и 13 кабин соответственно).

 

Еще шесть установлены в Видном и одна — в Наро-Фоминске.

 

По мере реализации проекта распределение кабин на карте региона станет более равномерным.

 

Материал: http://www.rg.ru/2012/07/12/taksofon.html

Обсуждение закрыто.